От дня российской информатики к часу кода

С 9 ноября по 12 декабря на образовательном портале Летописи.ру проходил сетевой проект для школьников Приволжского федерального округа "День российской информатики"

Проект приурочен к дню российской информатики. 4 декабря 1948 года Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал за номером 10475 изобретение И.С. Брука и Б.И. Рамеева — цифровую электронную вычислительную машину. Это первый официально зарегистрированный документ, касающийся развития вычислительной техники в нашей стране, а впоследствии и информатики. Поэтому данный день с полным правом назван днем рождения российской информатики.

Цели проекта: содействие молодежи в профессиональном самоопределении, ориентирование молодых граждан на востребованные социально-экономической сферой профессии в ИТ отрасли, приобщение учащихся к историческому наследию, формированию их гражданской позиции с использованием Интернет – технологий.
В проекте приняли участие 67 команд (279 школьников 9-11 классов) из школ Нижегородской, Саратовской и Самарской областей, а также Татарстана и Удмуртии.

В организации проекта и оценивании работ участников принимали участие преподаватели и студенты Нижегородского государственного педгогического университета им. К. Минина, Тольяттинского государственного университета, Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Балашовского института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и Поволожской государственной социально-гуманитарной академии.

Основные этапы проекта:
- Подготовительный этап
- Российская информатика в лицах
- 25 лет отечественному Интернету
- Российские Интернет-сервисы
- Программирование - вторая грамотность
- IT-специалист России - кто он?

На подготовительном этапе участники создавали странички своих команд на Летописи.ру, придумывали название, эмблему и девиз команды.

На первом этапе участникам предлагалась фотография отцов-основателей российской информатики с посещения ими фирмы IBM в 1959 году. Участники должны были узнать, кто запечатлен на фотографии и создать on-line газету об этих людях. Также требовалось указать, когда и где была сделана фотография. Предлагалось ответить на вопрос "Как называлась серия отечественных ЭВМ аналогов производимым на IBM?" и провести сравнение EC ЭВМ и своременных суперкомпьютеров Эльбрус и Ломоносов по ряду параметров.

Второй этап мы посвятили 25-летию российского Интернета, поскольку именно 25 лет назад 19 сентября 1990 года был зарегистрирован домен верхнего уровня .SU. На этом этапе участники с помощью инфографики представляли историю развития отечественного интернета.

На третьем этапе участники создавали каталоги отечественных интернет-ресурсов по разным категориям: поисковики, почтовые сервисы,  файлообменники, фотохостинги, видеохостинги, социальные сети и др.

Четвертый этап мы посвятили выдающемуся советскому ученому, программисту, основателю школьной информатики Андрею Петровичу Ершову и созданному им языку Кумир. Участники отображали на ментальной карте различные грани личности Андрея Петровича Ершова и писали программы для исполнителя Черепашка на языке Кумир.

На пятом этапе участники изучали атлас профессий будущего, подготовленнй специалистами из центра Сколково, и строили семантические сети, позволяющие проанализировать какие качества, умения и навыки необходимы в большинстве IT-профессий. В этом же этапе участников предлагалось сочинить синквейн, отвечающий на вопрос "IT-специалист россии - кто он?"

С наиболее интересными работами участников можно познакомиться в так называемом альманахе проекта.

 

Mixbook - Create stunning photo books, cards and calendars! | Design your own photo book with Mixbook's easy online editor.

На каждом этапе участники отвечали на вопросы для обсуждения:

  • Каково на ваш взгляд будущее отечественных разработок в области компьютерной техники? (ответы участников)
  • Каковы на Ваш взгляд перспективы развития Рунета? Идёт ли развитие Рунета по тому же пути, что и западное? Совпадают ли их этапы развития? (ответы участников)
  • Какие отечественные ресурсы Вы бы предпочли иностранным? Почему?Чего на ваш взгляд не хватает отечественным ресурсам для того, чтобы занять лидирующие позиции, и что нужно сделать для решения этих проблем? (ответы участников)
  • Почему программирование-вторая грамотность? (ответы участников)
  • В какой компании зарубежной или отечественной Вы бы хотели работать и почему? Какую профессию Вы бы выбрали и почему? (ответы участников)

По завершении проекта участники оставили много отзывов о проекте, где отметили, что изучили много новых сервисов, познакомились с IT-профессиями, более подробно изучили историю российской информатики. Наибольший интерес участников вызвал 4 этап, где участники писали программы на языке Кумир. Именно программирование наиболее заинтересовало школьников, о чем они пишут в отзывах. Многие участники после участия в проекте решили связать свою жизнь с программированием.

Некоторые примеры отзывов:

Хочется выразить большую благодарность создателям проекта за то, что все в нем было интересно, креативно, познавательно, и не смотря на то, что задания были достаточно высокого уровня, выполнялись они не то чтобы легко, но никакого напряжения при прохождении того или иного этапа не было - наоборот, все это затягивало, словно игра. Особый акцент хочется сделать на то, что к каждому заданию в проекте были приложены программы - помощники и инструкции к ним, с помощью которых многие, казалось бы, сложно выполнимые задачи становились вполне реально осуществимы. Мы с командой в первый раз принимали участие в подобном проекте и, честно говоря, нам казались подобные вещи абсолютно неинтересными и рутинными. НО!!! Поучаствовав в данном проекте лично мое мнение изменилось - он не только привлекает и развлекает, но и поучает, помогает достичь чего - то нового, развивает тебя в самых разных направлениях. За период участия в данном проекте, я не только узнала многое из раздела информатики, программирования, но и прочитала много новой для меня информации о видных деятелях нашей страны, о влиянии тех или иных факторов на развитие России и о том, как может развиваться и как развивается наше будущее. Я многое почерпнула для себя, многое меня заинтересовало и натолкнуло на что - то, и поэтому скажу еще раз огромное спасибо всем тем, кто участвовал в создании и проведении данного проекта: начиная организаторами и заканчивая участниками!

 

Проект очень интересный. Работая над этапами мы узнали много нового. Проект позволил нам познакомиться с новыми сервисами и ресурсами Интернета. В первый момент было сложно, но грамотные инструкции помогали нам в решении задач проекта. Особенно запомнился этап А.П.Ершов - многогранная личность, заинтересовали IT-профессии будущего. Мы много узнали и многому научились, не только работая над своим заданием, но и просматривая работы других команд. Очень приятно, что среди участников столько творчески мыслящих людей. Большое спасибо организаторам проекта. Ждем таких же интересных проектов в дальнейшем.

Участие в этом проекте для меня было очень захватывающим и познавательным. Я вместе со своей командой узнала очень много интересных фактов о зарождении российской информатики. Кроме этого, я научилась работать в разнообразных онлайн-сервисах. Мне бы хотелось участвовать в этом проекте снова и снова, ведь он действительно помог мне узнать историю Рунета, первых российских компьютеров и подробно познакомил меня с профессией IT-специалиста. Я очень благодарна организаторам этого замечательного проекта, которые привлекли школьников всего Приволжского округа к Дню Российской Информатики.

Координаторы проекта предложили руководителям команд провести уроки в рамках часа кода в своих школах. Учителя заинтересовались акцией и в ряде школ прошли мероприятия в рамках акции, о которых участники рассказали на страницах своих команд. Участники проекта не только сами поучаствовали в акции, но и привлекли к ней учащихся средних и младших классов.

8 декабря на факультете естественных, математических и компьютерных наук НГПУ им. К. Минина прошел день открытых дверей. В нем принимали участие и участники проекта. Круподерова Е.П. и Круподерова К.Р. рассказали учащимся о проекте "Твой курс: IT для молодежи", о конкурсах, проводящихся в рамках проекта, а также об олимпиадах и сетевых проектах, которые проводятся в рамках проекта Твой курс: IT для молодежи", в том числе о проекте "День российской информатики". Для участников дня открытых дверей Круподеровой К.Р. был проведен мастер-класс "Программировать может каждый!", в рамках которого учащиеся узнали о трендах и перспективах в сфере IT, познакомились с новыми IT-профессиями, посмотрели мотивационные ролики с сайте акции "Час кода" и, конечно же, помогли искателю сокровищ пройти лабиринт. 

Информация о проекте "День российской информатики" опубликована в областной газете "Школа".  

Фотогалерея

Материалы

icon DSC09391.JPG (3.7 Mb)
icon DSC09426.JPG (2.8 Mb)