"От абака до смартфона: серебряный век программирования"

Тип события:
Изучение информатики, программирования и профориентация в ИТ-сфере (изучение сред, основ, концепций программирования, технологий и трендов развития ИТ-сферы, знакомство с устройством и принципами работы компьютеров, интернета)
Дата начала:
03.12.2019
Дата окончания:
04.12.2019
Автор:
Брюске Дина Яковлевна
Тренеры и волонтеры:
Брюске Дина Яковлевна (тренер)
В рамках Акции «Час кода» тамбовский центр проекта «Твой курс: ИТ для молодежи» разработал и реализовал мероприятие "От абака до смартфона: серебряный век программирования", состоящее из двух взаимосвязанных уроков для школьников 4-6 классов. Презентуя цели и задачи Акции, мы подчеркнули, что ее главная миссия — продвижение изучения программирования и ИТ, которые были, есть и будут завтра самыми востребованными и высокооплачиваемыми умениями и навыками. «Почему это так?» - на этот вопрос постарались ответить ИТ-специалисты, которых мы пригласили провести наши необычные уроки информатики.
На первом уроке, рассматривая периоды и поколения эволюции цифровой вычислительной техники, мы показывали, что любое устройство, характерное для своей эпохи, так или иначе развивало алгоритмические навыки: например, абак являлся прекрасным средством при изучении различных систем счисления, а программирование на калькуляторе тренировало алгоритмическое мышление. Ребята узнали об основоположнике программирования Ч.Бэббидже, о леди Лавлейс, первой в мире написавшей компьютерную программу, об ЭВМ различных поколений, российских и зарубежных. Перед школьниками выступили тамбовские программисты-«ветераны» Сергей Бродович и Вера Сытник, они рассказали, какие сложные задачи решались на знаменитых ЕС ЭВМ (одна вычислительная машина занимала зал площадью более 100 кв.м.), какие в то время использовались языки программирования, показали перфокарты, на которых набиралась программа. С большим вниманием школьники посмотрели фрагменты черно-белого фильма о работе вычислительного центра в те далекие времена, увидели, как важна и почетна была профессия программиста.
На следующий день на втором уроке школьники рассмотрели эволюцию ПК до наших дней, узнали о том, что и как программируют в настоящее время, как много сейчас для этого различных языков. Как приступить к их изучению, понять их синтаксис, какие из них выбрать? Это непросто, пока перед тобой не стоят реальные задачи. Поэтому мы с ребятами решили остановиться на визуальных языках программирования, на которых программы не пишут, а собирают из готовых блоков-команд, похожих на блоки конструктора Лего. Школьники попробовали свои силы при прохождении тренажера Кодвардс (имитация работы инженера-спасателя на подводной станции, изучение визуального программирования). Хотя, пройти тренажер до конца мы не успели, на следующем, «обычном» уроке информатики, учителя проследили, чтобы дети, успешно прошедшие это испытание, получили свои сертификаты.