Конференция проекта "Траектории взаимодействия в развитии цифровых навыков"

Тип события:
Тренинг для педагогов (тренеры / волонтеры)
Дата начала:
26.11.2019
Дата окончания:
26.11.2019
Автор:
Брюске Дина Яковлевна
Тренеры и волонтеры:
Брюске Дина Яковлевна (тренер)
26 ноября 2019 года на базе МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина» состоялась II-я региональная научно-практическая конференция «Траектории взаимодействия в развитии цифровых навыков», которую инициировал и организовал тамбовский центр социального проекта Microsoft «Твой курс: ИТ для молодёжи». Партнерами организатора выступили региональное Управление науки и образования и ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества».
Более ста сельских и городских учителей информатики и математики, представителей администрации, бизнеса, образовательных учреждений, школьных клубов программирования собрались для обсуждения и поиска современных ИТ-инструментов, образовательных инициатив, партнерств, форм сотрудничества, взаимной поддержки для профессионального развития, поиска путей улучшения цифровых компетенций и самоактуализации школьников с помощью информационных технологий.
Открыла пленарную часть приветствием участникам конференции Дина Яковлевна Брюске, руководитель авторизованного центра компании Майкрософт «Твой курс: ИТ для молодежи». Темой ее выступления стала деятельность социального проекта «Твой курс: ИТ для молодежи»: акции, ресурсы, инициативы, клубное движение, итоги работы в 2019-м году.
Иван Анатольевич Долгий, заместитель директора Регионального модельного центра дополнительного образования детей при Управлении образования и науки, в своем выступлении «Сетевое проектирование как основа построения образовательной траектории неформального образования» проанализировал различные подходы к построению траектории неформального образования на примере регионального сетевого образовательного цифрового проекта «СМИ будущего».
Заместитель директора по инклюзивному образованию ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий» Анна Петровна Бочарова выступила с докладом «Использование дистанционных образовательных технологий в условиях инклюзивного профессионального образования». Многие участники впервые познакомились с моделью организации инклюзивного образовательного пространства, открытой образовательной онлайн-платформой для развития образовательной и профессиональной траектории обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Представитель высшей школы, заведующая кафедрой «Коммерция и бизнес-информатика» технического университета Марина Анатольевна Блюм, подробно познакомила участников конференции с мероприятиями, погружающими подшефных школьников в профессиональную ИТ-среду, в т.ч., с теми активностями, которые проводились совместно с центром «Твой курс».
В своем выступлении «Роль кластера информационных технологий в подготовке специалистов ИТ-сферы в рамках развития цифровой экономики» Денис Валерьевич Туляков, преподаватель ТОГАПОУ «Тамбовский бизнес-колледж», заведующий отделом информационных технологий, рассмотрел задачи цифровизации системы профессионального образования в регионе, подвел годовые итоги работы кластера.
Большой интерес собравшихся вызвали выступления «Организация проектного обучения в детском технопарке «Кванториум – Тамбов» Михаила Александровича Истомина, к.э.н., заместителя руководителя детского технопарка «Кванториум», и «Практика взаимодействия ПАО «Ростелеком» и образовательных организаций в сфере развития цифровых компетенций школьников» Людмилы Викторовны Орловой, HR-бизнес-партнера Тамбовского филиала ПАО «Ростелеком».
Людмила Викторовна и Михаил Александрович, рассказывая об образовательной деятельности своих организаций в школьной среде, рассмотрели вопросы построения профориентации школьников с учетом современных реалий, цифровизации экономики, появления новых профессий. Они говорили о профессиях будущего («Атлас новых профессий»), о том, какие компетенции нужны современным школьникам, чтобы стать успешными в профессии. «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» - привела свое любимое изречение из «Алисы в стране чудес» Л.В. Орлова.
Во второй части конференции параллельно работали три секции: обучения программированию; робототехники, 3D-моделирования, использования ИТ-инструментов в образовательном процессе; компьютерной графики и видеомонтажа.
Известные в нашей области учителя-информатики, педагоги дополнительного образования знакомили коллег со своими достижениями, инициативами, инструментами, возможностями для урочной и внеурочной деятельности, повышения педагогического мастерства и профессионализма.
Интересными были все мастер-классы: о развитии различными ИТ-средствами творческих и интеллектуальных способностей детей в рамках основного и дополнительного обучения, об обучении языку Python, использовании платформ Яндекс.Контест и stepik.org в образовательном процессе, но, особое внимание слушателей было уделено следующим выступлениям: «Развитие навыков конструирования и программирования посредством реализации программы дополнительного образования «Робототехника в сельском хозяйстве» Алены Евгеньевны Евдокимовой, учителя информатики МБОУ «Избердеевская СОШ имени Героя Советского Союза В.В.Кораблина» (Петровский район), «Социальная сеть как образовательная среда: новые техники и инструменты» Татьяны Евгеньевны Кобозевой, учителя информатики МБОУ «Никифоровская СОШ № 1», «Сетевое взаимодействие в системе дополнительного образования детей как мотивация к обучению и стимул для развития творческих способностей» Татьяны Альбертовны Бажилиной, педагога дополнительного образования МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей».
А.Е. Евдокимова увлекательно представила несколько проектов роботизации сельского хозяйства, реализованных ее учениками: «Школьная теплица», «Овощехранилище», «ТехноСад», «Робот на кухне» и др., показала видеофильм о работе школьников на уроках, о том, как работают роботы в каждом из проектов. В образовательном процессе Алена Евгеньевна использует конструкторы Lego MindStorms и аппаратно-программное обеспечения к ним Robolab 2.5.4.
Т.Е. Кобозева эмоционально рассказала, как создать и «раскрутить» группу в социальной сети, как превратить ее в инструмент для детского творчества, какие боты Telegram полезны для педагога, ответила на множество вопросов от аудитории.
Т.А. Бажилина занимается с детьми видеомонтажом, она продемонстрировала аудитории вполне профессионально сделанные ими фильмы и клипы.
Все те, кто призван содействовать школьникам в творческом поиске, улучшении доступа к ИКТ, изучении программирования, получили уникальную возможность не только узнать друг о друге и о том, каким опытом каждый из них может поделиться, но и общими усилиями сформировать региональную программу совместных ИТ-инициатив и мероприятий на следующий учебный год.
Завершил конференцию круглый стол на тему: «Пути повышения профессиональной квалификации и педагогического мастерства учителей информатики». В свободной форме обсуждалась тема о том, кто такой педагог-наставник, каковы пути совершенствования мастерства учителя и какова его роль в подготовке будущих специалистов.
Приведу одно из мнений, прозвучавших во время этого мероприятия: «Тема круглого стола актуальна. Сегодня высок спрос на высококвалифицированного, творческого и конкурентоспособного педагога. От того, насколько человек умеет управлять процессом самообразования, зависит успешность и результативность его действий как педагога. Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя при этом все необходимые требования программы, и ориентируется на потребности современного общества, он остается востребованным и квалифицированным наставником».
На круглом столе были рассмотрены составляющие процесса повышения квалификации педагога:
1) проведение методических семинаров и практикумов для учителей
2) участие учителей в научно-практических конференциях, конкурсах
3) педсовет как одна из форм работы учителя над повышением профессионального мастерства
4) повышение квалификации учителя через вовлеченность в работу методических объединений (школы и города)
5) повышение квалификации учителя в ходе работы над темой по самообразованию
6) создание портфолио каждого педагога
7) поддержка молодых учителей
9) сетевое взаимодействие учителей в Интернете
10) публикации педагогов в научных, методических сборниках и изданиях.