Возможности искусственного интеллекта на примере игры "Акинатор"

Тип события:
Развитие цифровых навыков (кроме программирования: цифровая грамотность, безопасность, навыки создания, обработки, хранения, цифровых изображений, музыки, текста, таблиц, работа в интернете)
Образовательное учреждение:
Ессентуки / МБУ ДО "Станция юных техников"
Дата начала:
04.12.2017
Дата окончания:
17.12.2017
Автор:
Шитова Анастасия Александровна
Тренеры и волонтеры:
Шитова Анастасия Александровна (тренер)
Данное мероприятие, проводимое в рамках «Час кода», в этом году (по сравнению с предыдущими двумя годами проведения) отличается особой массовостью. С каждым годом все большее количество ребят с удовольствием принимают участие в подобного рода мероприятиях, организованных при поддержки инициативы «Твой курс: ИТ для молодежи». Огромное спасибо всем организаторам этого прекрасного проекта! Ребята с удовольствием получают новые знания, пополняют свое портфолио красочными сертификатами, а для педагогов представлены готовые модели проведения занятий, что значительно упрощает нашу работу.
Уже с первых минут начала занятия дети были в ожидании чуда, так как сегодня я обещала их познакомить с умным джином, который сможет «читать» наши мысли. Интрига удалась, что тут началось… Младшие школьники решили, что мы будем использовать магию и «вызывать» джина, хотя волшебной лампы у меня не было. Среднее и старшее звено, которое уже не верило в сказки, более серьезно отнеслось к этому вопросу, попыталось связать мое предложение с техническим прогрессом и не прогадало.
Так как данное мероприятие было вторым в списке мероприятий, приуроченных к акции «Час кода 2017», то ребята уже видели мотивационный ролик и обучающий видеоурок, поэтому мы смогли сразу перейти к беседе с просмотром презентации.
С начальными классами мы окунулись в мир сказок, вспомнили, где встречались с джинами, кто эти персонажи, какими сверхспособностями они обладают, как и чем могут помочь человеку.
Со средним и страшим звеном мы рассмотрели виды интеллектуальных игр. Рассмотрели эволюцию игры автомата с человеком в шахматы и современное состояние дела в игре человека против искусственного интеллекта, где лидерством остается за искусственным интеллектом. Детям было интересно узнать про первый шахматный автомат, который оказался обманкой и другие интересны факты. Экскурс в прошлое удался. Ребята узнали, как уже сегодня многие программы и управляемые ими устройства могут решать такие задачи, которые раньше мог решать только человек. Вспомнили при чем здесь искусственный интеллект. Говоря про искусственный интеллект мы вспомнили про нашу новую гордость — аналог Siri — Алису, посмотрели краткий ролик про программу. Я рассказала ребятам, как обучали Алису, кто ее создатели, как Путин лично с ней общался. А некоторые ребята, в свою, очередь рассказали мне про личный опыт общения с программой. У одной ученицы вышел курьезный случай. Она попросила Алису вызвать скорую помощь, на что программа ей ответила, что уже слишком поздно))
Затем вниманию участников мероприятия представляется Интернет-гений, очень образованный джин — Акинатор. Мы рассматриваем, что может джин, каковы правила его игры, сколько попыток ему дается для того, чтобы отгадать задуманного нами персонажа. И что будет в случае поражения джина. А так же мы рассмотрели вопрос о том, что будет, если отвечать неправду на его вопросы. Но самое главное, что хотелось донести до детей, так это механизм, как мы собственными силами обучаем джина, то есть искусственный интеллект. Конечно, не остались без внимания и «родители» нашего джина, его создатели. И то, что игра переведена уже на 10 языков.
Перед началом работы непосредственно с Акинатором, ребятам были приведены примере на слайде персонажей, которых можно загадать. Но ребята практически не выбирали литературных персонажей, предпочтение было отдано ютуберам, героям мультиков и фильмов. Загадывали себя и Путина так же. Восторга было море, особенно у тех ребят, которые не слышали об Акинаторе раньше. Некоторым детям так понравилось, что они решили поработать с данным примером искусственного интеллекта еще и дома, просили с ним поиграть и на следующем уроке. Практически все, даже малоактивные дети, хотели загадать персонажа искусственному интеллекту не единожды.
Также мы с детьми просмотрели интересные ролики про распознавание нашими гаджетами речи и лиц. Младшим школьникам было еще немного тяжеловато усвоить этот материал, поэтому он сопровождался комментариями преподавателя.
Путь к такой интересной и востребованной сфере ИТ-индустрии, как искусственный интеллект, лежит через освоение программирования, что, я надеюсь, явится еще одним стимулом для его изучения.
Занятие прошло успешно, интересно, весело, что отразилось в отзывах участников.
P.S. Занятие проводилось в большом количестве малокомплектных групп, поэтому на фото собрать всех участников вместе не представляется возможным.