Практикум "Чужие здесь не видят" (как сохранить конфиденциальность онлайн)

Тип события:
Развитие цифровых навыков (кроме программирования: цифровая грамотность, безопасность, навыки создания, обработки, хранения, цифровых изображений, музыки, текста, таблиц, работа в интернете)
Дата начала:
27.03.2017
Дата окончания:
27.03.2017
Автор:
Брюске Дина Яковлевна
Тренеры и волонтеры:
Брюске Дина Яковлевна (тренер)
Шлыков Станислав Владимирович (волонтер)
Шпынева Светлана Михайловна (тренер)
Пятиклассники школы № 5 приняли участие в уроке-практикуме на тему «Чужие здесь не видят – конфиденциальность онлайн». Неожиданным оказалось то, что буквально каждый вопрос из материала урока выливался в жаркое обсуждение между учениками, которые иногда имели совершенно полярные мнения. Волонтеры умело поддерживали дискуссии, направляли их в нужное русло, «подталкивали» ребят к верным выводам, показывали им нужные настройки на ПК.
Было рассмотрено несколько вариантов защиты конфиденциальности: при использовании социальных сетей, при просмотре страниц в Интернете, при написании электронных писем и использовании коммуникационных программ.
На практике было рассмотрено, как в наиболее популярных социальных сетях можно указать условия поиска профиля пользователя, какая информация доступна для публичного просмотра (Facebook, Twitter, Google+). Ребятам было рекомендовано избегать использования незащищенных общественных точек доступа. Волонтеры объяснили школьникам, что социальные сети зарабатывают деньги на рекламе, поэтому сама регистрация в них уже наносит ущерб конфиденциальности, даже если там не будет размещена информация. Благодаря «лайкам» Facebook может отслеживать использование интернет-ресурсов (как и Google со своей системой +1) в рекламных целях. Желательно также избегать привязки к своему местоположению.
Школьники рассмотрели свои профили «со стороны»: попробовали поискать себя, пролистали свои странички в соцсетях и убедились, что данные, которые они не хотели открывать для публичного доступа, не видны. Большую дискуссию вызвал вопрос о выборе наиболее защищенного бесплатного веб-браузера. Пришли к выводу, что нужно иметь несколько браузеров. Были проведены «тонкие» настройки использующихся в компьютерном классе браузеров (включение неотслеживания, настройка куков и политики конфиденциальности веб-узла и др.). Дети узнали, почему лучше пользоваться HTTPS-версиями сайтов, как принудительно использовать https в своем браузере, если она не выбирается автоматически. Если сайт не поддерживает HTTPS, не стоит оставлять на нем личную информацию.
Затем ребята, используя популярные службы поиска, искали в Сети информацию о себе и пытались ограничить или удалить свои неиспользуемые аккаунты, старые данные. В некоторых случаях пришлось совместно сочинять и отправлять письма администрациям сайтов с этой информацией. Отправка писем побудила детей выяснить, что их тоже необходимо защищать: шифровать (можно использовать бесплатное программное обеспечение для шифрования по алгоритму GPG). Для GPG - шифрования требуется, чтобы отправитель и получатель создали и обменялись открытыми ключами GPG. Ни в коем случае нельзя посылать ключ вместе с шифрованным письмом. Также нельзя открывать электронные письма или вложения от неизвестных людей или компаний. В этом случае можно подвергнуться вирусной атаке или стать жертвой вируса-вымогателя. Специальными средствами для сохранения конфиденциальности шифруется также переписка в чатах и видеоконференции.
Пятиклассников предупредили и о том, что нельзя совершать покупки в «непроверенных» интернет-магазинах. Прежде чем перечислить деньги за товары или услуги, нужно убедиться в надежности интернет магазина: проверить наличие на сайте так называемого SSL сертификата, посмотреть его срок действия, название выдавшего сертификат удостоверяющего центра, а также подтверждение домена. Сайты, которые используют SSL сертификат, гарантируют своим посетителям безопасное соединение, использующее криптографическое шифрование.
В конце урока школьный учитель информатики рассказал о том, что VPN (виртуальная частная сеть) их учебного заведения работает через прокси-сервер, который выполняет роль посредника между школьной сетью и Интернетом. Этим достигается эффект маскировки компьютеров, что способствует безопасности работы, также все данные между компьютерами сети и прокси-сервером шифруются.
В заключение урока дети получили памятки по полной настройке различных браузеров для обеспечения приватности и конфиденциальности.